Новости
11 сентября 2017, 18:53

Дневник XVI Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины». День второй

На очереди четыре неординарные, интересные и оригинальные постановки.

Дневник XVI Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины» 2017 продолжает рассказывать о прошедших спектаклях. На очереди четыре неординарные, интересные и оригинальные постановки – «Сказка о рыбаке и рыбке» Государственного академического центрального театра имени С.В. Образцова, «Утка, Смерть и Тюльпан» театра кукол Любляны, «Любовь дона Перлимплина» Крымского академического театра кукол и «Чайка» Гродненского областного театра кукол.

«Утка, Смерть и Тюльпан»

(театр кукол Любляны, Словения)

Часы, которые остановились

Жизнь!.. «Как хорошо жить!» - первая мысль, которая возникает после спектакля «Утка, Смерть и Тюльпан». Щемящее и жгучее ощущение жизни переполняет тебя, заглушая все проблемы, печали и ненастья. Ведь жизнь – она здесь и сейчас, без «после», «если» и «навсегда». Она сиюминутна и быстротечна, хотя кажется такой долгой и вечной. Жизнь – она, как красный тюльпан, маленький, яркий, тонкий, в руках Смерти.

Когда к обыкновенной Утке пришла Смерть, то та лишь слегка удивилась: она никогда не встречала Смерть, потому не знает, кто это. Удивительное столкновение двух совершенно разных миров: мира Жизни и мира Смерти, которое неожиданно приводит к крепкой дружбе.

Дети знают, что Жизнь для них нескончаема, взрослые могут лишь только верить в это. Потому для детей этот спектакль – как доказательство своей правоты: Смерть не страшна, хотя никто не знает, есть ли что-то после неё... Смерть не отвратительна, ведь с ней можно поиграть даже в шахматы; Смерть добра, ведь она избавляет от Жизни, когда очень больно…

Для взрослых этот спектакль – скорее, очередная попытка поразмышлять о «бренности бытия», о «часах, которые остановились» и которые больше нельзя завести, а так хочется, о «туннеле, из которого нет выхода», но ведь… выход есть всегда. И когда маленькая несмышленая Утка умирает, то именно Смерть, скрепя сердце, отправляет её в глубокую неизвестность. «Такова жизнь» - звучит в спектакле.

Светлый, нежный и трепетный спектакль - сочетание драматического и теневого театров – он как новый росток Жизни, пробивающийся через серый асфальт будней.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

(ГАЦТК имени С.В. Образцова)

Каноническая «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина обычно воспринимается чересчур стереотипно: мол, жалкая старуха, которую разъедает жадность, мучает бедного своего старика, посылая его выпрашивать у золотой рыбки разные почести и богатства.

Так-то оно так… да не так. Театр Образцова – особый театр, способный разрушить любые стереотипы. Тем более, что современному театру не пристало ставить по-старому.

Действие осталось то же, мысль та же, но вот форма и исполнение совершенно другие. Кукольная старуха выглядит милой и приятной, со звонким девическим смехом, добрым открытым взглядом. Старик тоже на жизнь не жалуется.

Жила такая примерная семья весело, с народными песнями-плясками да с наглым котом. Жила, пока однажды старик золотую рыбку из моря не вытащил…

Здесь и расцвела режиссёрская фантазия: молодые артисты, пластичные да певучие, заполнили сцену своим обаянием – куклы вместе с ними грустили и радовались, сетовали и торжествовали. Чего стоит появление громадной императрицы, в голове которой уютно пристроилась крохотная старушка.

В спектакле много хорошей «скоморошины», старорусской напевности, задора и веселья. Настоящая пушкинская сказка без налёта старины и морализаторства.

«Любовь дона Перлимлина»

(Крымский академический театр кукол, Симферополь)

Лорка не знает полумер. Он делает это по- быстрому. Вместо романа в письмах – цыганский романс. Правила «игры в дуэнде» зрителю объясняют на пальцах. Причем одна рука не ведает, что творит другая. Потому как между телом и душой – космический вакуум. А это пространство смерти.

Смертельный номер – дело техники. Нужно быть в хорошей форме и сбросить балласт. Делай раз: купировать текст. Сальные шутки – под нож. Делай два: цетокоррекция. Чистый лист – начало всего. Полный спектр. От невинности, до похоти, от пены морской до пыли книжной, от савана до брачного ложа. Делай три: выжать как лимон, все, что найдешь «на полях». От рисунков до согласных в слове «Amor». Согласных, слышишь?

Любовный экстаз и поэтический транс одной крОви. Тело, наконец, встречается с душой. И развлечение превращается в ритуал.

«Чайка»

(Гродненский областной театр кукол, Гродно, Беларусь)

От чего людям во все времена так…больно? Что кажется вот-вот разорвётся сердце – такая боль. Она проступает через глаза, слова, жесты. Не увидеть её – невозможно, но она незаметна другим, охваченным своей болью.

Человек так предсказуемо слаб, что становится страшно за весь род человеческий: и мы до сих пор живы, живём и собираемся так жить дальше? Хочется спросить: КАК нас выбирает любовь, что в миг превращается в безответную, безысходную и невыносимую? Что кто-то – молчит и тихо страдает, кто-то упивается показным равнодушием, а кто-то… стреляется.

Гений определяется временем. Не тем, в котором живёт, а тем, которое бесконечно. Чехов – гений, сумевший ВЫРАЗИТЬ человека, а Жюгжда – режиссёр, сумевший ВЫРАЗИТЬ Чехова.

Уникальное соединение двух авторов – драматурга и режиссёра, которое привело к рождению ДО БОЛИ знакомого, но ДО БОЛИ трогающего спектакля.

Все мы – чайки, в которых охотник – так, ради развлечения – стреляет. Раз! – промазал. Раз! – попал, точно в сердце. А есть такие охотники, которые убивают не сразу, а ненарочно мучают, всё глубже стараясь протолкнуть пулю.

Все мы – люди, которые боготворят любовь и от неё страдают. Эта нескончаемая душевная тоска – наше единственное спасение в целой жизни. И дачный театр кажется чем-то абсурдным и нелепым, когда ты давно потерял себя. А может, и не находил?..

Что ждёт зрителей завтра, 11 сентября, на «Рязанских смотринах» 2017:

В 10.30 в большом зале театра кукол – «Золушка» Рязанского театра кукол;

В 19.00 в большом зале театра кукол – «Чайка» Гродненского государственного театра кукол (Гродно, Беларусь);

В 19.00 в большом зале театра драмы – «Интервью с ведьмами» Беларусского государственного театра кукол (Минск, Беларусь).

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg